Предыдущая прогулка Следущая прогулка

Прогулка «Новочеркасские шатания»: март 2017, пешеходная, однодевная, Ростовская область

Идею прогулки подкинул Андрей, вернувшись из Питера. Ему очень понравилось гулять по всяким культурным местам и он жалел, что у нас такой номер не пройдёт. Ха, не пройдёт, говорите... Питер, конечно, в отношении культурных мест побогаче, но и у нас есть что.

Итак, в минувшую субботу Я, Дима, Оля и Наташа прогулялись по Новочеркасску. В маршрут прогулки вошли различные достопримечательности культурной столицы Донского края – как известные, так и тайные.

О погоде.
Хмурое утро озадачило густым туманом на подъезде к городу. Однако, в один прекрасный момент погоду радикально (и мистически) изменилась и хмурое утро сменилось тёплым весенним днём.

Первым объектом на нашем пути стал курган Садовый – сарматское захоронение начала прошлого тысячилетия. Раскопки 62 года принесли кучу золотых и серебрянных изделий (посуды и украшений) в коллекцию «Сокровища донских степей» Ростовского областного музея краеведения. Курган был раскопан при реконструкции дороги, современный курган – новодел из грунта, пердвинутого с прежнего местоположения. У кургана усановлена скифская баба. Окрестности замусорены и неухожены.

Далее мы осмотрели памятник казакам – героям Первой Мировой войны, установленный в наше время у Казачьего кадетского корпуса, памятник воинам-интернационалистам, у которого свернули в городскую рощу «Красная весна». Несмотря на сырость, грязь, мистический туман (см. фото телевышки) и прочие аттрибуты фильмов ужасов (вплоть до многочисленных птичьих трупов) в роще было довольно многолюдно – народ выгуливал собак и бегал по дорожкам.

За парком мы вышли к памятнику Сталину. Когда-то этот монумент находился у горкома, в пятидесятые был расколот и захоронен. Верные сталинцы выкопали обломки и сохранили их, а в конце девяностых восстановили памятник в Осеннем тупике.

По улице 8-го марта с очень творчески оформленными домовладениями (см. фото волка) мы вышли к западной Триумфальной арке и попали в историческую, экскуроводоугодную часть города. Хотя, для участников нашей прогулки и здесь нашлось что-то новое.

Храм Михаила Архангела, возвышающийся над Азовским рынком – старейший храм Новочеркасска, воздвигнутый в 1869 г. (осв. 1873 г.) по проекту местного архитектора Якова Седова на средства, собранные казаками. Строительство храма заняло всего десять лет. Во дворе храма находится памятник уроженцу Новочеркасска – одному из крупнейших русских философов XX века Алексею Фёдоровичу Лосеву (его мировоззрение, как бы сказать... не очень материалистическое*).

К сожалению, мы ограничились внешним осмотром храма. Поднявшись к Александровскому саду, и осмотрев по пути ряд памятников, мы свернули вглубь. Курган, расположеный в саду, хоть и относится к той же эпохе, но не столь богат, как Садовый и в музейные коллекции из него попало только несколько бронзовых предметов. В наше время в кургане устроен небольшой грот, в котором все фотографируются.

Сад оказался внезапно больше, чем казалось некоторым участникам прогулки. Мы вышли к храму Александра Невского, так же называемому Атаманским (из-за близости к Атаманскому дворцу), возведённому в 1896 году по проекту Николая Евстигнеевича Анохина. Этот удивительной архитектуры храм известен так же оригинальноой внутренней росписью в стиле высокого классицизма. На стенах храма художником Гордиенко (к сожалению, имя и отчество, похоже, кануло в Лету) изображены оригинальные картины на исторические темы. Так же храм украшает копия знаменитого «Явления Христа народу». История храма довольно трагична. В 1960 году он был закрыт. Долгое время судьба его была неопределена (думали, что построить на его месте). В 1978 году храм решили превратить в планетарий. Вялотекущие работы по переоборудованию за десять лет серьёзно повредили росписи. Реставрация храма началась в 1991 году. Руководила работами (и успешно восстановила былую красоту храма) Наталья Дмитриевна Бурдина-Цацак. 25 октября 1995 года она была убита на алтаре храма, по официальной версии рабочим, не довольным строгим подходом её к качеству выполняемых работ. Впрочем, злые языки говорят, что на самом деле убийство совершил фанатик-атеист, не довольный возрождением храма, а дело спустили на тормозах.

От храма мы поднялись на Курган Славы, насыпанный к 35-летию Великой Победы. Отрадно, что мемориал приведён в порядок. Далее нас ждал Музей истории Донского казачества с его изобилием исторических, археологических и зоологических артефактов. Отдельно следует упомянуть живописные произведения, выставленные в музее. Коллекция музея включает ряд произведений Николая Никаноровича Дубовского, уроженца Новочеркасска, входящего в пятёрку величайших русских пейзажистов (вместе с Саврасовым, Левитаном, Куинджи и Клевером).

Впечатлённые музеем, мы вышли к Вознесенскому собору (1905 год, арх. А. А. Ященко, К.Х. Лимаренко) и осмотрели его. Про это величественное сооружение особо распространятся не буду – одна из основных достопримечательностей Новочеркасска освещена в 100500 источниках. Площадь вокруг собора украшена рядом памятников, в том числе памятником Ермаку – человеку, благодаря которому мы зимой, когда в доме жарко, окрываем окна, а не прикручиваем отопление.

Далее наш путь лежал к Свято-Георгиевскиему храму, воздвигнутому казаками в 1898 году по проекту В. Н. Куликова (как расшифровываются инициалы?) в память спасения жизни Государя Императора Александра III и Его Августейшего Семейства при крушении царского поезда. Это – самый быстро и недорого возведённый храм Новочеркасска. Храм выделяется своеобразной архитектурой и росписью в древнерусском стиле – за образец был взят единоверческий храм станицы Кривянской.

Наша прогулка подходила к завершению. Живописными (и запущенными) улочками Новочеркасска мы вышли к северной Триумфальной арке, от которой мимо Константино-Еленинской церкови, бюста Гагарину, заброшки молочной фабрики вышли к точке старта и отбыли в Ростов. Музеи Грекова и Крылова прошли мимо – после встречи с Дубовским они были как-то не очень актуальны.

*Говорят, что в своё время Лосев отозвался об «О диалектическом и историческом материализме», как о наивном произведении. Правда, тут же отметил, что имеет ввиду её гениальную, практически античную простоту, достойную Демокрита. Ответ, достойный Петрония.
В дальнейшем Лосев продолжал критически относиться к диамату, впрочем, в качестве объектов критики избирал Маркса и Ленина.